Можно ли ходить в храм при месячных



23 мая, во вторник, в 18.00, незадолго до Дня святых равноапостольных Кирилла и Мефодия, в Лектории храма Троицы на Воробьевых горах, в рамках сотрудничества с Столичным государственным университетом, состоится выступление Алексея Павловича КОЗЫРЕВА историка русской философии, кандидата философских наук, доцента кафедры истории русской философии и помощника декана философского факультета московского университета, члена Синодальной библейско-богословской комиссии РПЦ, по теме У СТЕН ХЕРСОНИСА: РУССКАЯ ФИЛОСОФИЯ О ЦИВИЛИЗАЦИОННОМ ВЫБОРЕ РОССИИ. Приглашаем всех желающих! Вход вольный! Адрес: улица Косыгина, 30, смотровая площадка МГУ, м. Университет, Воробьевы горы, Ломоносовский проспект, Ленинский проспект.

О, сколько раз за сутки священнику, служащему в храме, приходится сталкиваться с данной темой. Прихожанки опасаются войти в храм, приложиться ко кресту, в панике звонят: Что делать, так подготовилась, так подготовилась на праздник причаститься и вот

На многих Интернет-форумах опубликованы недоуменные вопросы дам к священникам, на каком богословском основании в важные периоды жизни их отлучают от причастия, а довольно часто кроме того и просто от хождения в Церковь. Споров по этому вопросу ведется не мало. Изменяются времена, изменяются и взоры.

Думается, как смогут отлучать от Всевышнего естественные процессы организма? И сами образованные девушки и дамы это знают, но так как имеется же церковные каноны, каковые запрещают посещение храма в определенные дни

Как решить данный вопрос? Исчерпывающего ответа нет. Происхождение запретов о нечистоте по окончании истечений лежит в Ветхозаветной эре, в Православии же этих запретов никто не вводил они просто не были отменены. Более того, в канонах православной Церкви они нашли свое подтверждение, не смотря на то, что богословского объяснения и обоснования никто не давал.

Месячные имеется очищение матки от омертвевшей ткани, очищения матки для нового витка ожидания, надежды на новую жизнь, на зачатие. Всякое пролитие крови имеется призрак смерти, потому что в крови жизнь (в Ветхом Завете кроме того более душа человека в крови его). Но менструальная кровь, это вдвойне смерть, потому что она не только кровь, но и погибшие ткани матки. Освобождаясь от них дама очищается. Таково происхождение понятия нечистоты женских месячных. Ясно, что это не персональный грех дам, но грех лежащий на всем человечестве.

Обратимся к Ветхому Завету.

В Ветхом Завете существует масса предписаний относительно чистоты и нечистоты человека. Нечистота это, в первую очередь, мертвое тело, кое-какие болезни, истечения из половых органов мужчин и дам (имеется и другие нечистые для иудея вещи: кое-какая пища, животные и проч. но основная нечистота это как раз то, что я обозначил).

Откуда эти представления появились у иудеев? Несложнее всего провести параллели с языческими культурами, в которых кроме этого существовали похожие предписания о нечистоте, но библейское осмысление нечистоты значительно глубже, чем думается на первый взгляд.

Непременно, влияние языческой культуры было, но для человека ветхозаветной иудейской культуры мысль внешней нечистоты была переосмыслена, она символизировала некие глубокие богословские истины. Какие конкретно? В Ветхом Завете нечистота связывается с темой смерти, которая овладела человечеством по окончании грехопадения Адама и Евы. Нетрудно заметить, что и смерть, и болезни, и истечения крови и семени как уничтожение зародышей жизни все это напоминает о людской смертности, о некой глубинной поврежденности людской природы.

Человек в моменты проявления, обнаружения данной своей смертности, безнравственности должен тактично подняться в стороне от Всевышнего, Который имеется Сама Жизнь!

Так относился к нечистоте подобного рода Ветхий Завет.

Христианство в связи со своим учением о победе над смертью и отказом от ветхозаветного человека, отвергает и ветхозаветное учение о нечистоте. Христос объявляет все эти предписания людскими. Прошлое миновало, сейчас каждый, кто с Ним, в случае если и погибнет оживет, тем более не имеет смысла вся другая нечистота. Христос имеется Сама воплощенная Жизнь (Ин. 14:6).

Спаситель прикасается к мертвым отыщем в памяти, как Он прикоснулся к одру на котором несли хоронить сына вдовы наинской; как Он разрешил прикоснуться к Себе кровоточивой даме Мы не отыщем в Новом Завете момента, в то время, когда бы Христос выполнял предписания о чистоте либо нечистоте. Кроме того, в то время, когда он видится со смущением дамы, очевидно нарушившей этикет о ритуальной нечистоте и прикоснувшейся к Нему, Он говорит ей вещи, противоречащие общепринятому точке зрения: Храбрее, дочь! (Мф. 9:22).

Апостолы учили так же. Я знаю и не сомневается в Господе Иисусе, говорит ап. Павел, что нет ничего в себе самом нечистого; лишь почитающему что-либо нечистым, тому нечисто (Рим. 14:14). Он же: Потому что всякое творение Божие хорошо, и нет ничего, что предосудительно, в случае если принимается с благодарением, по причине того, что освящается словом Божиим и молитвою (1Тим. 4:4).

Тут апостол говорит о пищевой нечистоте. Иудеи считали ряд продуктов нечистыми, апостол же говорит, что все созданное Всевышним свято и чисто. Но ап. Павел не говорит ничего о нечистоте физиологических процессов. Конкретных указаний на то, считать ли даму в период месячных нечистой, ни у него, ни у других апостолов мы не находим. Во всяком случае, мы об этом никаких сведений не имеем, напротив, знаем, что древние христиане еженедельно, кроме того на грани смерти планировали в зданиях, помогали Литургию и причащались. Если бы были из этого правила исключения, к примеру для дам в узнаваемый период, то об этом бы упомянули древние церковные монументы. Они ничего об этом не говорят.

Но вопрос таковой ставился. И в середине III века ответ на него дал св. Климент Римский в сочинении Апостольские распоряжения:

В случае если же кто замечает и выполняет обряды иудейские относительно извержения семени, течения семени, соитий законных, те пускай скажут нам, перестают ли они в те часы и дни, в то время, когда подвергаются чему-либо такому, молиться, либо касаться Библии, либо причащаться Евхаристии? В случае если скажут, что перестают, то очевидно, что они не имеют в себе Духа Святого, Который постоянно пребывает с верующими В действительности, если ты, дама, думаешь, что в продолжение семи дней, в то время, когда у тебя месячное, не имеешь в себе Духа Святого; то направляться, в случае если скончаешься неожиданно, то отойдешь не имеющей в себе Духа Святого и дерзновения и надежды на Всевышнего. Но Дух Святой, само собой разумеется, присущ тебе Потому что ни законное совокупление, ни роды, ни течение крови, ни течение семени во сне не смогут осквернить естество человека либо отлучить от него Духа Святого, от [Духа отлучают] одно нечестие и преступная деятельность.



Итак, дама, если ты, как ты говоришь, во дни очищения месячного не имеешь в себе Духа Святого, то должна быть наполнена духом нечистым. Потому что, в то время, когда ты не молишься и не читаешь Библии, то невольно призываешь его к себе

Исходя из этого, воздерживайся, дама, от пустых речей и постоянно помни о Сотворившем тебя, и молись ему ничего не замечая ни естественного очищения, ни законного совокупления, ни родов, ни выкидышей, ни порока телесного. Наблюдения эти пустые и не имеющие смысла изобретения людей глупых.

Брак почтен и честен, и рождение детей чисто и естественное очищение не мерзко перед Всевышним, Который премудро устроил, дабы оно бывало у дам Но и по Евангелию, в то время, когда кровоточивая прикоснулась к спасительному краю одежды Господа, дабы выздороветь, Господь не укорил ее, но сказал: вера твоя спасла тебя.

Не нужно запрещать даме на протяжении месячных входить в церковь, потому что запрещено ей ставить в вину то, что дано от природы, и от чего дама страдает кроме своей воли. Так как мы знаем, что дама, страдающая кровотечением, подошла сзади к Господу и прикоснулась к краю одежды Его, и срочно болезнь покинул ее. Отчего же, если она с кровотечением имела возможность коснуться одежды Господа и взять излечение, дама на протяжении месячных не имеет возможности войти в церковь Господню.

Запрещено в такое время и запрещать даме принимать Таинство Святого Причастия. Если она не осмелится принять его из великого почтения, это похвально, но, приняв его, она не совершит греха И месячные у дам не безнравственны, потому что происходят от их естества

Предоставьте дам собственному уразумению, и если они на протяжении месячных не осмелятся доходить к Таинству Тела и Крови Господних, направляться их похвалить за благочестие. В случае если же они захотят принять это Таинство, не нужно, как мы сказали, им в этом мешать.

На Востоке же единого мнения по данному вопросу не было.

Сирийский древнехристианский документ III века (Дидаскалия) говорит, что христианка не должна замечать никакие дни и может причащаться неизменно.

Св. Дионисий Александрийский. в это же время, в середине III века, пишет другое:

Не думаю, дабы они [то имеется дамы в определенные дни], если они верные и благочестивые, бывши в таком состоянии, дерзнули либо приступить к Святой Трапезе, либо коснуться Тела и Крови Христовых. Потому что и дама, имевшая двенадцатилетнее кровотечение, для исцеления прикоснулась не Его, а только края одеж. Молиться же, в каком бы кто ни был состоянии и как бы ни был расположен, поминать Господа и просить Его помощи не возбраняется. Но приступать к тому, что имеется Святая Святых, да запретится не совсем чистому душою и телом.

Через сто лет на тему естественных процессов организма пишет св. Афанасий Александрийский. Он говорит, что все творение Божие добро и чисто. Скажи мне, возлюбленный и благоговейнейший, что имеет безнравственного либо нечистого какое-либо естественное извержение, как, к примеру, если бы кто захотел поставить в вину исхождение мокроты из ноздрей и слюну изо рта? Можем сказать и о большем, о извержениях чрева, каковые нужны для жизни живого существа. В случае если же, по Божественному Писанию, верим, что человек имеется дело рук Божиих, то как от чистой силы имело возможность случиться творение скверное? И в случае если не забываем, что мы имеется род Божий (Деян. 17:28), то не имеем в себе ничего нечистого. Потому что тогда лишь мы оскверняемся, в то время, когда делаем грех, всякого зловония нехороший.

По св. Афанасию мысли о чистом и нечистом предлагаются нам ухищрениями диавольскими, дабы отвлечь нас от духовной жизни.

И вдобавок через три десятилетия, преемник св. Афанасия по кафедре св. Тимофей Александрийский на эту же тему высказался в противном случае. На вопросы, возможно ли крестить либо допускать к Причащению даму, у которой приключилось простое дамам, он отвечал: Должно отложить, доколе очистится.

Вот это последнее вывод с различными вариациями и бытовало на Востоке вплоть до последнего времени. Лишь одни отцы и канонисты были более ригористичны дама в эти дни по большому счету не должна посещать храм, другие говорили, что молиться, посещать храм возможно, запрещено только причащаться.

В случае если мы от монументов канонических и святоотеческих обратимся к монументам более современным (XVI-XVIII вв.), то заметим, что они более помогают ветхозаветному взору на родовую жизнь, чем новозаветному. К примеру, в Великом Требнике мы отыщем множество молитв об избавлении от скверны, связанной с родовыми явлениями.

Но все же из-за чего запрещено? Внятного ответа на данный вопрос мы не получаем. Как пример приведу слова великого афонского подвижника и эрудита XVIII века преп. Никодима Святогорца. На вопрос: из-за чего не только в Ветхом Завете, но и по словам святых отцов месячное очищение дамы считается нечистым. преподобный отвечает, что на это имеется три обстоятельства:

1. Из-за народного восприятия, по причине того, что все люди считают нечистотой то, что извергается из тела через кое-какие органы как ненужное либо излишнее, как, к примеру, выделения из уха, носа, мокрота при кашле и проч.

2. Все это называется нечистым, потому что Всевышний через телесное поучает о духовном, другими словами нравственном. В случае если нечисто телесное, бывающее кроме воли людской, то как же нечисты грехи, каковые мы творим по своей воле.

3. Всевышний именует нечистотой месячное очищение дам, дабы воспретить мужчинам совокупление с ними главным образом и в основном из-за заботы о потомстве, детях.

Так отвечает на данный вопрос узнаваемый богослов.

Ввиду актуальности этого вопроса его изучил современный богослов Патриарх Сербский Павел. Об этом он написал большое количество раз переизданную статью с характерным названием: Может ли дама приходить в храм на молитву, целовать иконы и причащаться, в то время, когда она нечиста (на протяжении месячных)?

Святейший Патриарх пишет: Месячное очищение дамы не делает ее ритуально, молитвенно нечистой. Эта нечистота лишь физическая, телесная, равно как и выделения из других органов. Помимо этого, потому, что современные гигиенические средства смогут действенно воспрепятствовать тому, дабы случайным истечением крови сделать храм нечистым мы думаем, что и с данной стороны нет сомнения, что дама на протяжении месячного очищения, с нужной осторожностью и предприняв гигиенические меры, может приходить в церковь, целовать иконы, принимать антидор и освященную воду, равно как и принимать участие в пении.Причаститься в этом состоянии либо некрещеная креститься, она бы не имела возможности. Но в смертельной болезни может и причаститься, и креститься .

Мы видим, что Патриарх Павел приходит к выводу: ходить в храм возможно, а причащаться все-таки запрещено.

Подводя результат, могу заявить, что большая часть современных православных священников однако не советуют даме причащаться на протяжении месячных.

Другие священники говорят, что все это только исторические недоразумения и что не нужно ни на какие конкретно естественные процессы организма обращать внимание оскверняет человека только грех.

На базе статьи священника Константина Пархоменко О так называемой женской нечистоте

ПРИЛОЖЕНИЕ

Может ли дама приходить в храм на молитву, целовать иконы и причащаться, в то время, когда она нечиста (на протяжении месячных)? (Патриарх Сербский Павел (Стойчевич))

Еще в третьем веке подобный вопрос был задан святому Дионисию, епископу Александрийскому (265 г.), и он ответил, что не считает, что дамы в таком состоянии, аще сущность верныя и благочестивыя, дерзнули либо приступити къ Святой трапезе, либо коснутися тела и крови Христовы, потому что, принимая Святыню, необходимо быть чистым душею и телом. Наряду с этим он приводит пример кровоточивой жены, которая не дерзнула коснуться тела Христова, но лишь края Его одежды (Мф 9:20-22). В будущем разъяснении святой Дионисий говорит, что молиться, в каком бы то ни было состоянии, неизменно разрешено. Сто лет спустя на вопрос: может ли дама, у которой приключилось простое женам причаститься, отвечает Тимофей, кроме этого епископ Александрийский (385), и говорит, что не имеет возможности, , пока данный период не пройдет и она не очистится. Той же точки зрения придерживался и святой Иоанн Постник (VI век), определяя и епитимью на случай, если бы дама в таком состоянии все же приняла Св. Тайны.

Все эти три ответа показывают, в сущности, одно да и то же, т.е. что дамы в этом состоянии не смогут причащаться. Слова святого Дионисия, что они тогда не смогут приступать к Святой трапезе в конечном итоге означают - причаститься, по причине того, что к Святой трапезе приступали лишь с целью этого.

Ссылки по теме:
Об отмене Исповеди перед Причащением Святых Таин

Ответы диакона Андрея Кураева и о.Дмитрия Смирнова.

Ответ о. Димитрия (Смирнова):

Статьи по теме