Социальная реабилитация детей инвалидов



1. Научные концепции социализации и инвалидизации

Существует большое количество подходов к теоретическому осмыслению неприятностей социальной реабилитации и адаптации лиц с ограниченными возможностями, созданы методики решения практических задач.
Анализ социальных неприятностей социальной реабилитации калек осуществляется в проблемном поле двух концептуальных социологических подходов:

  • с позиций социоцентристских теорий;
  • с позиций антропоцентризма.

На базе социоцентристских теорий развития личности К. Маркса, Э. Дюркгейма, Г. Спенсера, Т. Парсонса рассматривались социальные неприятности конкретного индивида при помощи изучения общества в целом. Анализ социальных неприятностей социальной реабилитации калек в социологических концепциях более неспециализированного уровня обобщения сущности этого социального явления — оформился в виде концепции социализации.
На базе антропоцентристского подхода Ф. Гиддингса, Ж. Пиаже, Г. Тарда, Э. Эриксона, Ю. Хабермаса, Л. С. Выготского, И. С. Кона, Г. М. Андреевой, А. В. Мудрика и других ученых раскрываются психологические аспекты повседневного межличностного сотрудничества.
Социальная реабилитация калек ответственна как средство интеграции лиц с ограниченными возможностями в социум, как механизм со здания равных возможностей калекам, чтобы быть социально востребованными.
Социальная реабилитация определяется как комплекс мер, направленных на восстановление уничтоженных либо потерянных индивидом публичных связей и взаимоотношений благодаря нарушения здоровья со стойким расстройством функций организма (инвалидность), трансформацией социального статуса (по жилые граждане, беженцы и вынужденные переселенцы, безработные и кое-какие др.), девиантным поведением личности (несовершеннолетние, лица, страдающие пьянством, наркоманией, освободившиеся из мест заключения и др.).
Целью социальной реабилитации есть восстановление социального статуса личности, обеспечение социальной адаптации в обществе, достижение материальной не зависимости.
Ключевыми принципами социальной реабилитации являются: максимально раннее начало осуществления реабилитационных мероприятий, непрерывность и поэтапность их проведения, системность и комплексность, личный подход.

Социальная реабилитация детей инвалидов

2. Сущность и содержание социальной реабилитации

Чтобы проанализировать процесс социальной реабилитации калек, по большому счету лиц с ограниченными возможностями, нужно узнать, каково содержание понятия инвалидность, какими социальными, экономическими, поведенческими, эмоциональными гениями оборачиваются те либо иные патологии здоровья и, естественно, что представляет собой процесс социальной реабилитации, какую цель он преследует, какие конкретно составные части либо элементы в него ходят.
Термин калека восходит к латинскому корню (valid — действенный, полноценный, могущий) и в буквальном переводе вероятно значит негодный, неполноценный. По окончании Второй мировой в русле неспециализированного движения по формулированию и защите прав чело века в целом и отдельных категорий населения в частности происходит формирование понятия калека, относящегося ко всем лицам, имеющим физические, психические либо интеллектуальные ограничения жизнедеятельности.
Фиксируя главные правила демократического жизнеустройства гражданского общества в международных документах, Организация Объединенных Наций в 1975 г. приняла Декларацию о правах калек, где сказано, что калека свидетельствует любое лицо, которое не имеет возможности самостоятельно обеспечить всецело либо частично потребности обычной личной и/либо социальной жизни в силу недостатка, будь то врожденного либо купленного, его ^ли ее физических либо умственных возможностей.
В Советах 1185 к реабилитационным программам 44-й сессии Парламентской Ассамблеи Совета Европы от 5 мая 1992 г. инвалидность определяется как ограничения в возможностях обусловленные физическими, психологическими, сенсорными, социальными, культурными, законодательными и иными барьерами, каковые не разрешают человеку, имеющему инвалидность, быть интегрированным в общество и учавствовать в жизни семьи либо общества на таких же основаниях, как и другие члены общества. Общество обязано адаптировать существующие в нем стандарты к особенным потребностям людей, имеющих инвалидность, чтобы они имели возможность жить независимой жизнью.
В 1971 г. Главной Ассамблеей ООН была принята Декларация о правах умственно отсталых лиц, где утверждалась необходимость в большой степени осуществлять обеспечение прав таких калек; декларировались права на надлежащее медобслуживание и лечение, и право на образование, обучение, восстановление трудоспособности и покровительство, которое разрешает умственно отсталому лицу развивать свои способности и возможности. направляться отметить очень оговоренное право продуктивно трудиться либо заниматься каким-либо другим нужным делом в полную меру своих возможностей, с чем связано право на материальное обеспечение и на удовлетворительный жизненный уровень.
Особенное значение имеет норма, утверждающая, что в тех случаях, в то время, когда это быть может, умственно отсталое лицо должно жить в кругу своей семьи и принимать участие в разных формах жизни общества. Семьи таких лиц должны получать помощь. При необходимости помещения для того чтобы человека в особое заведение нужно сделать так, дабы новая среда и условия жизни как возможно меньше отличались от условий простой жизни.
В 1989 г. Организацией Объединенных Наций был принят текст Конвенции о правах ребенка, которая владеет силой закона. В ней закреплено кроме этого право детей с отклонениями в развитии вести полноценную и достойную жизнь в условиях, каковые снабжают его преимущество, содействуют его уверенности в себе и облегчают его активное участие в жизни общества (ст. 23); право неполно полезного ребенка на особенную заботу и помощь, которая обязана предоставляться по возможности безвозмездно с учетом денег своих родителей или других лиц, снабжающих заботу о ребенке, для обеспечения неполно полезному ребенку действенного доступа к услугам в области образования, опытной подготовки, медобслуживания, восстановления здоровья, подготовки к трудовой деятельности и доступа к средствам отдыха так, что ведет к наиболее полному по возможности вовлечению ребенка в социальную жизнь и достижению развития его личности, включая культурное и духовное развитие ребенка.
Положения о защите прав калек находятся так же в таких документах, как Декларация социального прогресса и развития, Правила защиты психически больных лиц и улучшения психической помощи и т. п.
Интегративным документом, охватывающим все стороны жизнедеятельности калек, являются Стандартные правила обеспечения равных возможностей для калек, утвержденные ООН в 1994 г.
Идеология Правил основана на принципе обеспечения равных возможностей, предполагающем, что калеки являются членами общества и есть в праве оставаться жить в своих общинах. Они должны получать поддержку, в которой нуждаются в рамках простых систем здравоохранения, образования, занятости и социальных услуг. Всего таких правил 20.
Правило № 1 — углубление понимания неприятностей — предусматривает для стран обязательство разрабатывать и поощрять осуществление программ, направленных на углубление понимания калеками их прав.
Правило № 2 — медобслуживание — предписывает принятие мер для разработки программ раннего обнаружения, оценки и лечения недостатков.
Правило № 3. Особое правило посвящено занятости — странами признан принцип, в соответствии с которым калеки должны получать возможность осуществлять свои права, особенно в области занятости. Страны должны деятельно поддерживать включение калек в вольный рынок труда.
№ 4. В соответствии с правилом поддержания доходов и социального обеспечения страны отвечают за предоставление социального обеспечения калекам и поддержание их доходов. Страны должны учитывать при оказании помощи издержки, каковые довольно часто несут калеки и их семьи в следствии инвалидности, и снабжать материальную поддержку и соцзащиту лицам, каковые взяли на себя заботу об калеке. Программы социального обеспечения должны кроме этого стимулировать усилия самих калек, направленные на поиск работы, которая приносила бы доход либо восстанавливала их доходы.
№ 5. Стандартными правилами в области супружеской жизни и свободы личности предусматривается обеспечение возможности калекам жить совместно со своими семьями. Страны должны помогать тому, дабы консультативные услуги по вопросам семьи включали соответствующие услуги, связанные с инвалидностью и ее влиянием на домашнюю жизнь. Семьи, имеющие калек, должны иметь возможность пользоваться патронажными услугами, конечно иметь дополнительные возможности для ухода за калеками.
Особые правила направлены на выработку стандартов, снабжающих вовлечение калек в культурную жизнь и участие в ней на равной базе. Стандарты предусматривают принятие мер для обеспечения калекам равных возможностей для отдыха и занятий спортом. В частности, страны должны принимать меры для обеспечения доступа калек к местам отдыха и занятий спортом, отелям, пляжам, спортивным аренам, залам и т. д. Такие меры включают оказание поддержки персоналу, осуществляющему организацию отдыха и занятий спортом, и проекты, предусматривающие разработку методики доступа и участия в этих мероприятиях калек, обеспечение информации и разработку учебных про грамм, поощрение спортивных организаций, расширяющих возможности для привлечения калек к участию в спортивных мероприятиях.
В области религии стандартные правила предполагают поощрение мер, направленных на обеспечение равного участия калек в религиозной жизни их общин.
В области информации и изучений страны обязаны систематично собирать статистику об условиях жизни калек. Сбор таких разрешённых может осуществляться параллельно с проведением национальных переписей населения и обследований домашних хозяйств и, например, проводиться в тесном сотрудничестве с университетами, научно-исследовательскими университетами и организациями калек. Эти сведенья должны включать вопросы о программах, услугах и об их применении.
Стандартными правилами определяются требования по разработке политики и планированию мероприятий в интересах калек на национальном, региональном и мест ном уровнях. На всех этапах принятия решений должны привлекаться организации калек к участию в разработке замыслов и программ, касающихся калек либо затрагивающих их экономическое и социальное положение, и потребности и интересы калек по возможности включать в неспециализированные замыслы развития, а не рассматривать раздельно.
Намерено оговаривается необходимость помогать разработке местными общинами программ и мероприятий для калек. Одной из форм таковой деятельности есть подготовка учебных пособий либо составление перечней аналогичных мероприятий, и разработка учебных про грамм для персонала на местах.
Стандартные правила определяют, что страны отвечают за создание и упрочнение национальных координационных комитетов либо подобных органов для применения их в качестве национальных координационных центров по вопросам, касающимся калек.
Стандартными правилами рекомендуется экономически и другими методами поощрять и поддерживать создание и упрочнение организаций калек, членов их семей и/либо лиц, защищающих их интересы, и обеспечить консультативную роль организаций калек в принятии решений по вопросам, касающимся калек.
Страны отвечают за обеспечение должной подготовки на всех уровнях персонала, который участвует в разработке и осуществлении программ и предоставлении услуг, касающихся калек.
Особые аспекты стандартных правил посвящены ответственности за постоянный контроль и оценку исполнения национальных программ и за предоставление услуг, направленных на обеспечение равных возможностей для калек, и другим положениям.
Всемирной организацией здравоохранения (ВОЗ) приняты в качестве стандартов для мирового сообщества такие показатели понятия инвалидность:

Социальная реабилитация детей инвалидов
  • каждая утрата либо нарушение психологической, физиологической либо анатомической структуры либо функции;
  • ограниченность либо отсутствие (из-за вышеуказанных недостатков) способности делать функции так, как полагают обычным для среднего человека;
  • затруднение, вытекающее из вышеуказанных недостатков, которое всецело либо частично мешает человеку делать какую-то роль (учитывая влияние возраста, пола и культурной принадлежности).

В соответствии с Базами законодательства РФ по охране здоровья граждан медико-социальная экспертиза (по нормативно-правовым актам СССР — Врачебно-трудовая экспертная группа (ВТЭК)) устанавливает обстоятельство и группу инвалидности, степень потери трудоспособности граждан, определяет виды, количество и сроки проведения их реабилитации и меры соцзащиты, дает советы по трудовому устройству граждан.
Распоряжением Правительства РФ от 16 января 1995 г. № 59 утверждена Федеральная комплексная программа Социальная поддержка калек, складывающаяся из следующих федеральных целевых программ:

  • медико-социальная экспертиза и реабилитация калек;
  • научное обеспечение и информатизация неприятностей инвалидности и калек;
  • формирование доступной для калек среды жизнедеятельности;
  • разработка и производство средств протезирования, строительство, реконструкция и техническое перевооружение протезно-ортопедических фирм;
  • разработка и производство технических средств реабилитации для обеспечения калек.

Помимо этого, были изданы указы Главы Российской Федерации, направленные на господдержку калек, а также Указы Главы Российской Федерации О мерах по формированию доступной для калек среды жизнедеятельности (1992 г.), О дополнительных мерах государственной поддержки калек (1992 г.), О мерах по опытной реабилитации калек и обеспечению занятости калек, распоряжение Правительства Российской Феде рации № 1151 от 25 ноября 1995 г. которым утвержден федеральный список гарантированных страной социальных услуг, предоставляемых гражданам пожилого возраста и калекам государственными и муниципальными учреждениями социального обслуживания.
Познание социальной реабилитации кроме этого прошло свой достаточно содержательный путь развития. Первоначально тут преобладал чисто медицинский подход: Все мирная организация здравоохранения полагала, что сущность реабилитации содержится в том, дабы не только вернуть больного к его прошлому состоянию, но и развивать его физические и психологические функции до оптимального уровня. Разумеется, что тут выговор сделан в первую очередь на психосоматических качествах человека, восстановления которых было достаточно для достижения им социального благополучия.
 Неспешно происходит переход от чисто медицинского подхода к социальной модели, а в рамках социальной модели реабилитация рассматривается не только как восстановление трудоспособности, но как восстановление всех социальных свойств индивида. Комитет специалистов ВОЗ дает следующую развернутую трактовку: Реабилитация калек обязана включать все мероприятия, призванные сократить последствия появившейся непригодности и разрешить калеке всецело интегрироваться в общество. Реабилитация направлена на то, дабы оказать помощь калеке не только приспособиться к окружающей его среде, но и оказывать действие на его яркое окружение и на общество в целом, что облегчает его интеграцию в общество.
В 1982 г. Организацией Объединенных Наций была принята Всемирная программа действий в отношении калек, которая предусматривала такие направления, как:

Социальная реабилитация детей инвалидов
  • раннее обнаружение, диагностика и вмешательство;
  • медобслуживание;
  • консультирование и оказание помощи в социальной области;
  • подготовка к независимому личному уходу, независимому образу жизни;
  • обеспечение вспомогательными техническими средствами, транспортными средствами, социально-бытовыми приспособлениями и пр.;
  • особые услуги в области образования;
  • услуги по восстановлению опытной трудоспособности (включая опытную ориентацию, профессионально-техническую подготовку, трудоустройство).

Сейчас итоговым есть определение реабилитации, принятое в следствии дискуссии в ООН процитированных выше Стандартных правил обеспечения равных возможностей для калек: Реабилитация свидетельствует процесс, имеющий целью дать калекам возможность достигнуть оптимального физического, интеллектуального, психического и/либо социального уровня деятельности и поддерживать его, тем самым предоставляя им средства, призванные поменять их жизнь и увеличить рамки их независимости. Реабилитация может включать меры по обеспечению и/либо по восстановлению функций либо компенсации потери либо отсутствия функций либо функционального ограничения. Процесс реабилитации не предполагает только оказание медицинской помощи. Он включает в себя широкий круг мер и деятельности Нужно поменять общество, для того, чтобы создать условия для калек, а не изменять индивидуума, имеющего инвалидность, для того, чтобы приспособить его к жизни общества.

3. Социальные ограничения калек и модели инвалидности

4. Правила и структура социальной реабилитации

Университет социальной реабилитации калек реализуется в комплексной деятельности, включающей в себя организационные, экономические, градостроительные, фактически реабилитационные действия. Она осуществляется всей совокупностью государственных и муниципальных органов и учреждений соцзащиты, образования, здравоохранения, других сфер в сотрудничестве с негосударственными органами.
Деятельность как государственных, так и негосударственных структур, реализация разных моделей помощи калекам в социальной политике по отношению к лицам с ограниченными возможности в своей базе имеет программу реабилитационных мероприятий, разрешающих индивиду не только адаптироваться к своему состоянию, но в наиболее оптимальной ситуации выработать навыки самопомощи и создания сети социальных связей.
В базе таких мероприятий обязана лежать базовая реабилитационная программа, разработка которой предусмотрена законами 1995 г.
Количество и содержание социальной реабилитации лиц с ограниченными возможностями зависит в большой степени от тех правил, которыми руководствуются в своей деятельности субъекты реабилитации, общество в целом, государство, организующие и реализующие соответствующие социальные программы.
Социальная политика, адресованная калекам, была основана первоначально на правилах изоляции и компенсации. Сейчас он выражается в создании особенных систем обеспечения жизнедеятельности калек, сегрегированных от общих систем особых домов для постоянного, время от времени пожизненного проживания, особенных учебных заведений, специализированных фирм и т. д. В таковой системе реализуется уход за калеками и удовлетворение их особенных потребностей, но прежде всего с позиций здоровых членов общества. Сами калеки, так, исключаются из общества и преобразовываются лишь в объект его заботы и попечения.
Принцип компенсации реализуется в мероприятиях, нацеленных на возмещение тех ущербов, каковые имеются у калек, в финансовой либо другой компенсационной форме: выплата пенсий либо пособий, предоставление льгот (на пользование транспортом, на лекарства, на квартплату и пр.). Сами по себе подобные льготы нужны, но, будучи единственным механизмом помощи, они не содействовали интеграции калек в общество и снабжали им очень низкие стандарты существования (на уровне прожиточного минимума либо ниже его). Помимо этого, множество потребностей калек не может быть выражен в финансовой форме, а восстановление социального статуса, полноценность интеграции в общество только опосредованно связана с материальным причиной.
Изменение идеологии политики в отношении калек, переход к восприятию социальной модели инвалидности стали причиной тому, что на калек и инвалидность распространяется ведущий принцип социального устройства современного общества — принцип равных социальных прав индивидов, каковые предоставляются каждому члену общества вне зависимости от его физических, психических, интеллектуальных и других изюминок. В соответствии с ним калеки рассматриваются не только как объект заботы общества, вместе с тем как субъекты собственной жизнедеятельности. Социальные права индивида прирожденны и неотъемлемы, ими очерчивается определенный, зависящий от культурно-исторических традиций общества, возможностей страны, доступный каждому минимум социальных благ. Они включают в себя не только удовлетворение элементарных потребностей, обеспечение выживания, вместе с тем и всю полноту социальных потребностей индивида. Очевидно, наличие и осознание этих потребностей лимитируется развитием способности инвалида к пониманию и оценке окружающей действительности, себя самого и своего места в социальном мире. Действительно, актуализация данной вероятной доступности и степень ее гарантированности в большой степени зависят от ряда объективных а также субъективных событий, ограничиваются объемом социально-экономических ресурсов данного общества и страны.
Все более влиятельно заявляет о себе принцип активного участия самих калек в организации работы. Работ помощи для них, в формировании и реализации государственной социальной политики по отношению к лицам с ограниченными возможностями.
Кроме этого из практики зарубежных социальных систем пришел к нам принцип независимой жизни лиц с ограниченными возможностями3, который содержится в их большом развитии и применении свойств к само обслуживанию, самопомощи и самообеспечению. Помощь и содействие, оказываемые калеке разными учреждениями и организациями, должны быть адекватными его состоянию и самочувствию, приниматься (либо отвергаться) на добровольной базе, помогать самопомощи и побуждать к ней.
Независимая жизнь — это не только социально-психологическая установка на полноценную интеграцию калек в социальное и творческое развитие. В философском понимании независимая жизнь — это метод мышления, психологическая ориентация личности, которая зависит от ее взаимоотношений с другими людьми, обществом и окружающей средой. В социально-политическом значении независимая жизнь — это право человека быть неотъемлемым элементом общества и активно учавствовать во всех аспектах его жизни, право на свободу выбора и самоопределение. Для суверенной личности в современных условиях ведущей социальной ценностью есть свобода выбора, которая зависит от степени социализации индивида, с од ной стороны, и уровня развития общества и публичных взаимоотношений — с другой. Взаимозависимые связи между членами общества не лишают их свободы выбора и права на эту свободу.
Идеология независимой жизни разглядывает инвалидность как ограниченное умение человека ходить, видеть, слышать, сказать либо мыслить простым образом, обусловленное психологическими, физиологическими, функциональными нарушениями либо аномалиями. Помощь в осуществлении этих функций человек, имеющий инвалидность, может ожидать и получить от социальных работ, создание которых должно быть нормой в обществе, если оно руководствуется принципом равенства прав человека.
В 1978 году Гербен Делонг (Новый английский медицинский центр, Бостон) сформулировал три теоретических суждения, каковые были положены в базу идеологии движения за независимую жизнь и потом стали основными элементами при создании работ в структуре центров независимой жизни.

Социальная реабилитация детей инвалидов
  1. Суверенитет потребителя. Человек, имеющий инвалидность, — основной потребитель социальных работ и есть главным защитником своих интересов. Он должен быть допущен к прямому участию в решении социальных неприятностей, связанных с инвалидностью.
  2. Самоопределение. Люди, имеющие инвалидность, должны прежде всего опираться на свои способности и умения, чтобы добиться прав и привилегий, на каковые они претендуют.
  3. Политические и экономические права. Люди, имеющие инвалидность, должны взять право принимать участие в политической и экономической жизни общества.

К числу наиболее значимых относится кроме этого принцип неразрывной связи индивида с ограниченными возможностями и социальной среды. Очевидно, среда воздействует на инвалида по многим направлениям — через неспециализированные социальные связи и эмоции, через ближайшую социальную сеть, через публичные настроения, предрассудки и ожидания. Кроме того в стационарном социальном учреждении индивиды находятся под действием своего социального окружения — однообразного, монотонного и бедного. Личность инвалида формируется в конкретных социальных условиях.
Одним из основополагающих есть принцип изучения и сохранения домашних и социальных связей инвалида, потому что для каждого индивида его семья обязана являться наиболее идеальной и функциональной социализирующей и реабилитирующей средой.
Очень серьёзен принцип комплексности и последовательности реабилитационных мероприятий, потому, что отдельные несистематизированные меры смогут не принести полноценного положительного результата либо кроме того в редких случаях сказаться очень плохо.
Ведущим в наших условиях должен оставаться принцип государственных соцгарантий для калек. Это обусловлено, с одной стороны, провозглашением нашей страны социальным страной, которое, так, принимает на себя ответственность за социальное благосостояние своих граждан. Иначе, результаты кризиса в экономике, стагнация асоциально-экономических трудностей, понижение возможностей трудового самообеспечения кроме того для в полной мере здоровых и квалифицированных работников, сокращение в обществе трудовой мотивации ведет к тому, что калеки более всех других граждан испытывают затруднение в обеспечении своей жизнедеятельности, реализации потребностей — от самых первичных потребностей до высших социальных и духовных потребностей.
Начальным звеном системы общей реабилитации калек есть медицинская реабилитация, которая представляет собой комплекс мер, направленных на восстановление потерянных функций либо компенсацию нарушенных функций, замещение потерянных органов, приостановление прогрессирования болезней. Медицинская реабилитация неразрывна с лечебным процессом — уже в ходе реализации медицинских услуг утратившего здоровье индивида должен предусматриваться наиболее полный учет возможностей дальней шей реабилитации: минимально травмирующая операция, удобные для протезирования результаты ампутаций и т. д.
Помимо этого, психологическая реабилитация есть независимым направлением реабилитационной деятельности, направленным на преодоление страха перед действительностью, изживание социально-психологического комплекса калеки, упрочнение активной, деятельной личностной позиции.
Педагогическая реабилитация включает в себя, первым делом, мероприятия воспитательного и обучающего характера в отношении несовершеннолетних калек, направленные на то, дабы больной ребенок овладел по возможности знаниями, умениями и навыками самоконтроля и осознанного поведения, самообслуживания, взял нужный уровень неспециализированного либо дополнительное школьное образование.
Федеральное российское законодательство потом включает такое направление реабилитационной деятельности, как социальная реабилитация калек, что подразумевает деятельность по социально-бытовой адаптации и социально-средовой реабилитации. Необходимость социалъно-средовой реабилитации лиц с потерянными функциями обусловлена тем, что инвалидность ведет к большому числу ограничений в возрасте.
Учитывая активное сотрудничество в этом вопросе с иностранными исследователями и экспертами, адаптацию ряда методик и технологий к русским условиям, ясно и оправдано применение кроме этого и зарубежной терминологии в сфере социальной реабилитации и социального обслуживания в целом. Но в этом случае термин occupational therapy принято переводить на русский язык как трудотерапия, что формирует для российского пользователя определенные сложности.
Исторически термин трудотерапия употреблялся применительно к социально-психологической реабилитации лиц в первую очередь с психологическими (либо кроме того психическими) отклонениями в качестве одного из направлений терапии занятиями (наровне с такими технологиями, как библиотерапия, игротерапия, гарденотерапия и т. д.).
Социально-трудовая адаптация калек включает в себя кроме этого направленный к единой цели комплекс мероприятий: приспособление производственной среды к потребностям и потребностям инвалида, адаптацию инвалида к требованиям производства.
Социальная реабилитация в условиях стандартной производственной среды требует достаточно больших Усилий и затрат, поскольку по неспециализированному правилу проекты производственных мощностей и инфраструктура фирм проектируется на базе требований, далеких от потребностей калек.
Одним из перспективных направлений реабилитации есть обучение и переобучение калек, предоставление им в ходе переподготовки новой профессии либо профессии, обучение навыкам работы по прежней профессии в условиях потери ряда возможностей либо функций.
Профориентация и опытное обучение калек строится на базе углубленной опытной диагностики их в ходе взросления (для детей-калек) либо по окончании завершения медицинской реабилитации (для взрослых калек). Разрабатываются показания к тем профессиями, которыми смогут заниматься калеки. Чаще все го речь заходит о массовых профессиях, требующих относительно скромной общеобразовательной и опытной подготовки. Развитие информационно-компьютерных технологий раскрывает новые возможности обеспечения трудовой занятости калек — с применением возможностей высококвалифицированного надомного труда, уда ленного доступа и т. д.
Еще одним ресурсом расширения возможностей социально-трудовой реабилитации калек есть сфера творческих занятий. Не обращая внимания на двигательные либо кроме того интеллектуальные ограничения, творческий реабилитационный потенциал как юных, так и взрослых калек возможно достаточно большим (не говоря уже о лицах с психическими проблемами, каковые время от времени несут в себе настоящую талантливость).
Образовательная реабилитация калек — сложный комплекс, который включает в себя процессы получения калеками нужного неспециализированного образования, при необходимости — разных уровней и видов особого либо дополнительного образования, опытной переподготовки для получения новой профессии. Образовательная реабилитация частично перекрывается педагогической, но социальный суть этого явления шире.
Социокультурная реабилитация образовывает серьёзный элемент реабилитационной деятельности, поскольку удовлетворяет блокированную у калек потребность в информации, в получении социально-культурных услуг, в доступных видах творчества, кроме того если они не приносят никакого материального вознаграждения.
В качестве элемента социокультурной реабилитации возможно разглядывать спортивную реабилитацию калек, в которой особенно сильны механизмы соперничества, действующие кроме этого обычно в сфере творческой реабилитации. Кроме неспециализированного оздоравливающего действия, занятия спортом и участие в особых соревнованиях для калек повышают степень координации движений, развивают общение, воспитывают командные навыки.
Иначе, кроме содержания перечисленных видов реабилитационной деятельности, имеется определенное особое направление, в рамках которого осуществляется восстановление способности к социальной деятельности как восстановление способности к общению. Исходя из этого, дабы избежать необходимости любой раз растолковывать, в каком значении употребляется термин социальная реабилитация, нужно ввести термин социокоммуникативная реабилитация либо просто коммуникативная реабилитация в качестве названия для того направления деятельности, которое нацелено на восстановление ярких социальных сотрудничеств инвалида, упрочнение его социальной сети. В рамках данной деятельности происходит обучение инвалида навыкам общения в новых для него условиях нарушения ряда функций. На базе складывания адекватной, но благоприятной самооценки калека должен сформировать новый образ Я и положительно окрашенную картину мира, что воспрепятствует негативным эмоциональным реакциям в общении с другими людьми.
Социальная реабилитация как восстановление способности к социальному функционированию по неспециализированному правилу вероятна только в том случае и в той степени, в которой индивид владел таковой свойством до инвалидности. Раз вернуть в ходе реабилитации социофункциональные ресурсы индивида более, чем они были развиты в период его обычного, непатологического развития, значительно чаще нереально. Степень же возможностей и потребностей индивидов в социальном функционировании достаточно разнообразна. Разброс возможностей тут колеблется в широком континууме от полной неспособности индивидов с интеллектуальными ограничениями либо глубокими физическими патологиями к социальной реабилитации до возможностей сверхреабилитации, в то время, когда мобилизация социальных и личностных ресурсов индивида ведет к тому, что в следствии реализации реабилитационных программ индивид выясняется интегрированным в социальное функционирование больше, чем в своем здоровом статусе.
Социальная реабилитация — процесс, который имеет начало, но не имеет конца. Завершение исполнения личной реабилитационной программы вовсе не свидетельствует, что структуры социальной помощи смогут ограничиться лишь материальной поддержкой инвалида, выплатой пенсий и пособий. Социальный патронаж лица с ограниченными возможностями, узнаваемый уровень социального надзора и контроля за ним нужны и на последующих этапах его существования с целью своевременного оказания помощи при необходимости и предотвращения негативной динамики процессов.
Вся деятельность по социальной реабилитации лиц с ограниченными возможностями, будучи системной и комплексной, может осуществляться со всей совокупностью органов и учреждений социальной сферы, в первую очередь на региональном уровне, вне зависимости от их принадлежности к системе соцзащиты, здравоохранения, образования, занятости, культуры и спорта и т. д. Межведомственная координация в этом направлении социальной деятельности есть особенно нужной; обеспечение данной координации входит в функции органов государственного управления на уровне территории.

Рекомендуемая литература
1. Преодолевая преграды инвалидности. М. 1997.
2. Трудотерапия как способ реабилитации калек. М. 1998.
3. Управление по медико-социальной экспертизе и реабилитации / Под ред. А. И. Осадчих. М. 1999.
4. Социально-демографическое развитие в Западной Европе. М. 1992.
5. Храпылина Л. П. Базы реабилитации калек. М. 1996.
6. Стандартные правила обеспечения равных возможностей для калек. Вена, 1993.
7. Социальная работа с калеками. Настольная книга эксперта / Под ред. Е. И. Холостовой, А. И. Осадчих. М. 1996.
8. Смирнова Е. Р. Семья нетипичного ребенка. Саратов, 1998.
9. Ким Е. Концепция независимой жизни в социальной работе с детьми с ограниченными возможностями. М. 1997.
10. Русский энциклопедия социальной работы: В 2 т. М. 1997.
11. Управление по медико-социальной экспертизе и реабилитации / Под ред. А. И. Осадчих. М. 1999.
12. Храпылина Л. П. Базы реабилитации калек. М. 1996.
13. Словарь-справочник по социальной работе / Под ред. Я. И. Холостовой. М. 1997.
14. Русский энциклопедия социальной работы: В 2 т. М, 1997.
15. Теория социальной работы / Под ред. Е. И. Холостовой. М. 1997.
16. Кавокин С. Н. Опытная реабилитация и занятость населения. М. 1997.
17. Трудотерапия и реабилитология. М. 1977.
18. Развитие социальной реабилитации в России. М. 2000.

Статьи по теме