Основные этапы развития ребенка



Предметом педагогической науки в научном и правильном понимании есть воспитание как особенная функция человеческого общества. Исходя из для того чтобы понимания предмета педагогики, рассмотрим основные педагогические категории. Предметом педагогики есть изучение психологических закономерностей обучения и воспитания, причем как со стороны обучаемого, воспитуемого, так и со стороны того, кто организует это обучение и воспитание. Воспитание и обучение представляет собой различные, но взаимосвязанные стороны единой педагогической деятельности. В конечном итоге они постоянно реализуются совместно, исходя из этого отличить обучение от воспитания фактически нереально. Задача педагогики пребывает в изучении человека во всех проявлениях его природы со особым приложением к искусству воспитания. Практическое же значение педагогики содержится в том, дабы открывать средства к образованию в человеке для того чтобы характера, который противостоял бы напору всех случайностей жизни, выручал бы человека от их вредного растлевающего влияния и давал бы ему возможность извлекать отовсюду лишь хорошие результаты. Воспитание и обучение в той либо другой мере является предметом изучения разных наук: философии, социологии, истории, педагогики и психологии [1]. Способы педагогики это способы изучения, каковые помогают для изучения научно-педагогических задач. Выделяют пара основных способов педагогического изучения. 1. Способ наблюдения. Суть способа наблюдения пребывает в ярком и опосредованном восприятии изучаемых педагогических процессов наблюдателем. При всех своих возможностях способы наблюдения имеют один недостаток: при наблюдении полно раскрываются только внешние проявления, внутренние процессы остаются недоступны. Существуют яркие и опосредованные способы наблюдения. При ярком наблюдении исследователь может просматривать целый движение событий, выстраивая их в логическую цепочку и анализируя. Значительно сложнее происходит процесс опосредованного наблюдения, поскольку наряду с этим замечаемый процесс скрыт и, только позже, восстанавливается по каким-либо показателям. Существует пара классификаций способов наблюдения: 1) сплошные и дискретные наблюдения; 2) открытые и тайные; 3) лонгитюдные и ретроспективные. 2. Способы тестирования. Они трактуются как способы психологической диагностики испытуемых. Тестирование осуществляется по шепетильно отработанным стандартизированным вопросам и задачам со шкалами их значений для обнаружения личных различий испытуемых. Существуют разные виды тестов: 1) тесты для обнаружения успеваемости; 2) тесты для определения опытной предрасположенности;

3) тесты для обнаружения уровня интеллекта;

4) тесты для обнаружения креативности.

3. Опросные способы. Они несложны в своем применении и разрешают посредством минимальных временных затрат и несложной организации взять достаточно широкий спектр данных.

В практике наиболее популярны три вида способов:

4. Опыт. Педагогический опыт относят к основным способам изучений в педагогической науке. Педагогический опыт это организованная педагогическая деятельность, имеющая определенную цель. По масштабу опыты бывают:

Глобальные охватывают большое число испытуемых, а локальные проводятся с минимальным числом участников.

5. Социологические способы. Изучение документации и продуктов деятельности обучающихся. При попытке сделать педагогические обобщения и выводы, провести изучения нужно изучение продуктов деятельности обучающихся, и школьной документации. Изучение классных журналов, ведомостей обучения разрешает сделать выводы об уровне успеваемости обучающихся.

В ходе изучения и обобщения передового педагогического опыта выделяют следующие виды опытов:

Основные этапы развития ребенка

Мысленный воспроизведение экспериментальных действий и операций в уме.

Стендовый аналогичен ролевой игре, в которой участвуют испытуемые в настоящей обстановке педагогического процесса.

Констатирующий опыт проводится в начале изучения, изучая проблему только поверхностно. Он применяет такие исследовательские методики как анкетирование, беседы, наблюдение и др. По окончании констатирующего опыта делается вывод об актуальности и степени важности данной неприятности. [2]

Этапы развития педагогической науки

Первобытно - общинный строй. На заре цивилизации в первобытно-общинном строе цель воспитания пребывала в приобретении жизненного опыта и трудовых умений и навыков. Потому, что было развито животноводство и земледелие, то, соответственно, детей учили заботиться за животными и выращивать растения. Девочки помогали дамам готовить пищу, делать одежду, посуду. Вместе с отцами сыновья обучались охоте и рыбной ловле, обучались бороться. Образ жизни первобытного человека был тесно связан с природой, исходя из этого существовало большое количество обрядов, традиций, языческих праздничных дней, в каковые посвящали и детей. Дети должны были знать историю рода, обычаи и т. д. Их же учили принимать участие в праздниках, играх, обрядах, и они изучали устное народное творчество: сказки, песни, предания и др. Воспитание в это время было тесно связано с бытом, и человек еще не был способен выделить данный предмет в отдельную отрасль науки.

Античная Греция (Спарта и Афины). Потому, что Спарта это город, где главенствующую роль игрался спорт, то и целью воспитательного и педагогического процесса считалось воспитание и подготовка мужественных и выносливых воинов, каковые позднее имели возможность стать рабовладельцами. В Спарте готовили воинов, исходя из этого занимались воспитанием мальчиков в специализированных учреждениях. Мальчики в 7 лет забирались из семьи, подготовка складывалась из военно-физической тренировки: нужно было обучиться быстро бегать, прыгать, бороться, метать диск и копье, быть неприхотливыми в еде, не опасаться темноты, легко переносить трудности, голод, жажду и другие неудобства. Самое основное, чему учили мальчиков, безоговорочно подчиняться старшим, мочь четко и коротко отвечать на вопросы. С 18 до 20 лет юноши проходили особую военную подготовку, а после этого зачислялись в войско. Основная направленность воспитания в Спарте презрение к рабам и физическому труду и восхваление спортивных достижений.

Девочки воспитывались дома, но, так же как и мальчики, должны были быть физически развитыми, подготовленными к управлению рабами. Образование ограничивалось обучением письму и счету. Так же как и мужчины, девушки принимали участие в спортивных состязаниях и празднествах. В то время, в то время, когда мужчины-воины принимали участие в военных действиях и отсутствовали дома, дамам-хозяйкам приходилось самим защищать свое жилище и свой город, и держать рабов в строгом подчинении.

Афины. В отличие от Спарты, целью воспитания в Афинах делается умственное, нравственное, эстетическое и физическое развитие человека, потому, что считался совершенным тот, кто красив и в физическом, и в нравственном отношении. До 7 лет все дети воспитывались в семье. Огромное внимание уделялось физическому формированию детей. Дабы дети развивались умственно, им читали сказки, литературные произведения, игрались с ними, слушали музыку. Дети с малых лет принимали участие в торжествах, праздниках, спортивных состязаниях, обучались играть на музыкальных инструментах. Одним словом, развитие детей отличалось эмоциональной направленностью, а воспитание носило эстетический темперамент. Сперва в школе грамматиста дети обучались чтению, письму и счету, после этого в школе кифариста обучались литературе и тут намерено получали эстетическое воспитание обучались петь, читать, играть на музыкальных инструментах. Следующий этап обучения палестра, где дети овладевали пятиборьем (бег, борьба, метание копья и диска, плавание), занимались спортом, и разговаривали на нравственные и политические темы с наиболее глубокоуважаемыми гражданами. Для богатых рабовладельцев Афин существовали гимназии школы, где изучались такие науки, как философия, литература, управление страной. С 18 лет в течение двух лет юноши, так же как и в Спарте, проходили военно-физическую подготовку.



Так, процесс постепенного и разностороннего обучения, воспитания и образования был вероятен и доступен лишь детям состоятельного сословия. Для остального бедного населения народа образование заканчивалось в палестре, рабы по большому счету не имели права обучаться, а образование девушек было ограничено домашним кругом.

Древний Рим и Римская империя. В древнем Риме существовала практика домашнего образования, в то время, когда все обучение велось в стенках дома. Но, так же как и в Афинах, темперамент образования зависел от материального достатка и социального положения семьи.

Учителя на дому занимались с детьми богатых и знатных своих родителей литературой. Воспитание мальчиков и девочек проводилось совместно до успехи ими возраста 45 лет, после этого их разделяли. Воспитанием девочек занимались матери, кормильцы, няни. Основное их занятие рукоделие, музыка, танцы. Так длилось до замужества. Прослеживается весьма характерное светское воспитание мальчиков воспитывали отцы, воспитатели. Их учили владеть оружием и приучали к мужским занятиям.

Дети небогатых граждан имели возможность взять образование в платных и частных школах. Появляются грамматические школы, где обучались сыновья богатых своих родителей. Основным дисциплинами, каковые преподавали в таких школах, были: риторика, греческий язык, литература, история.

Так, благодаря появлению публичных структур, возможно было проводить образовательные занятия. Так неспешно образование и воспитание в Риме выходят из круга семьи и становятся публичным явлением.

Целью воспитания делается умственное, нравственное, эстетическое и физическое развитие человека.

Средневековье (ХIVХVIII вв.). четко выраженный сакральный характер носило воспитание в период Средневековья, образование во многом утратило прогрессивную направленность. Исходя из этого целью воспитания являлось воспитание смиренного, терпеливого, покорного человека.

Духовенство весьма очень плохо и враждебно относилось к античной культуре, школе, искусству, наукам. Основная мысль религиозного католичества в то время это воспитание в страхе божьем. Так как ребенок рождается во грехе и имеет отношение к первородному греху, то грех направляться побеждать лишь смирением. Монахи и священники, которым доверялось воспитание детей, обучали в духе христианской религии, учили читать и писать на латинском языке. Дети зазубривали молитвы, подвергались тяжелым физическим наказаниям и все время не забывали о тяжести греха и божьей каре за неповиновение.

Более светское воспитание получали дети феодалов и рыцарей. Семь рыцарских добродетелей общеизвестны: ездить верхом, фехтовать, плавать, владеть клинком, копьем и щитом, охотиться, играться в шахматы, слагать и петь стихи для женщины своего сердца. Дочери феодалов воспитывались в монастырях и обучались рукоделию, чтению, письму. С развитием ремесел, ростом городов начала возрождаться светская культура и образование. В городах ремесленники открывали для своих детей цеховые школы, а торговцы гильдейские школы, где обучение велось на родном языке, обучали детей письму, счету, чтению, а религия вытеснялась на второстепенный замысел и прекратила быть базой обучения. Такие муниципальные начальные школы подрывали монополию церкви в области обучения.

Восстановление (ХIVХVI вв.) В эпоху ренесанса многие приверженцы гуманистического движения в науке стремились осуждать распространенную в Средневековье строгую и ограниченную палочную дисциплину. Гуманисты проповедовали бережное и внимательное отношение к ребенку, предлагали уважать ребенка и видеть в нем личность. Громадное внимание уделялось физическому и умственному воспитанию детей, при котором, как считали педагоги-гуманисты, происходит развитие творческой активности, самостоятельности, эмоциональной свободы, самодеятельности. В конечном счете, подобное воспитание содействовало формированию и проявлению светских знаний. На протяжении ренесанса выделился ряд выдающихся мыслителей, педагогов-гуманистов, каковые выступали под лозунгом античного изречения: Я человек, и ничто человеческое мне не чуждо. Труды ранних социалистов-утопистов Т. Мора (14781535) и Т. Кампанеллы(15681639) стали красивым проявлением восстановления человеческого духа. Томас Мор внес предложение идею обучения детей на родном языке, и громадное значение Мор придавал физическому воспитанию. Томазо Кампанелла думал, что изучение наук направляться сочетать с регулярным посещением разных мастерских, дабы дать воспитанникам технические знания и возможность сознательного выбора будущей профессии.

XVII в. броские представители педагогической школы этого времени чешский педагог Я. А. Коменский (15921670) и английский педагог Дж. Локк(16321704). Отличительные особенности развития педагогики в данный период пребывают в том, что педагогика выделилась в независимую науку, не смотря на то, что и осталась связана с философией, поскольку обе эти науки изучают бытие и развитие человека. Целью образования делается физическое и нравственное воспитание, формирование дисциплины тела и дисциплины духа. Ян Амос Коменский создатель научной педагогической системы, выделил педагогику из философии и оформил ее в научную систему. Он явился основоположником классно-урочной системы обучения и создал основные вопросы организации учебной работы. Громадное влияние оказали его работы на педагогическую идея и школьную практику всей земли. Джон Локк внес предложение систему воспитания светского молодого человека (джентльмена), могущего одновременно с этим прибыльно вести свои дела.

Просвещение (XVIII в.). Эра Просвещения пронизана идеями единения с природой, воспевания всего красивого и просвещенного. Сейчас основоположником теории естественного воспитания делается французский просветитель Ж.-Ж. Руссо (17121778), определяющий педагогику как воспитание, которое должно осуществляться в соответствии с природой человека, не мешая его естественному формированию. Руссо был убежден, что при обучении и воспитании детей принципиально важно учитывать их возрастные особенности. Он считал нужным наличие тесной связи обучения с жизнью и природой человека и природой как такой. И. Г. Песталоцци (17461827) швейцарский педагог, который целью воспитания считал развитие свойств человека, постоянное его совершенствование, формирование нравственного вида, т. е. саморазвитие природных сил, заложенных на генетическом уровне.

XIX в. Продолжая идею образования эры Просвещения, Ф. А. Вильгельм (17901886) германский педагог-демократ призывал учитывать возрастные особенности ребенка в ходе обучения. Дистервег(17901866) и его приверженцы проповедовали и провозглашали идею воспитания общечеловеческого масштаба, в человеке определяющим считалось определение, формирование и развитие его природных характерных качеств и свойств, надеясь на естественные законы природы. Кроме этого Дистервег выступал против сословного и религиозного воспитания. Родоначальниками революционно-демографических взоров в русской педагогике были В. Г. Белинский (18111848),А. И. Герцен(18121870),Н. Г. Чернышевский(18281889) и В. А. Добролюбов(18361861). На становление отечественной научной педагогики громадное влияние оказали труды Л. Н. Толстого(18281910),Н. И. Пирогова(18101881). К. Д. Ушинский (18241870) великий русский педагог, сыграл очень ключевую роль в истории развития педагогики в России. Ушинский выделяет одним из ведущих правил педагогики принцип народности. Он воспевал самобытность русской педагогической науки, которая впитала в себя многовековую практику воспитания. Именно поэтому принципу, на первое место в формировании человека выходит язык своего народа, а это значит, что его нужно знать в совершенстве, как и историю своей отчизны. Другим серьёзным принципом педагогической системы К. Д. Ушинский считал принцип воспитания в труде. Согласно его точке зрения, базой счастья человека есть труд, трудолюбие. Наряду с этим одинаково ответственным есть и физический, и умственный труд. Ушинский обращал особенное внимание на сознательность, систематичность и прочность обучения. Громадную роль он придавал верной организации урока, труда учителя и учеников. Он в первый раз в истории педагогики считал нужным включать детей в разнообразные формы активной педагогической деятельности, т. е. ставить детей в активную позицию.

XX в. В это время целью воспитания делается развитие личности. Выдающийся коммунистический педагог и писатель А. С. Макаренко (18881936) создал методику трудового воспитания, выяснил ключевые принципы создания детского коллектива, выделил задачи педагогического управления детским коллективом. Он подробно изучал вопросы формирования сознательной дисциплины и воспитания детей в семье. Ответственным критерием был гуманизм. Макаренко показывал, что крайне важно, дабы в отношении к детям было чувство меры в любви и строгости, в ласке и суровости. С гуманизмом тесно связан оптимизм, умение видеть положительные стороны в каждом ученике, проектировать в человеке развитие наилучшего. Так как развитие человека возможно разглядывать лишь в сочетании с обществом, главное место в своей педагогической системе Макаренко выяснил проблеме воспитания в коллективе и через коллектив. Им были обоснованы законы жизни и деятельности коллектива, этапы и пути его формирования, выяснены задачи трудового воспитания, дисциплины и методики. Так, Макаренко явился одним из первых советских педагогов, который занимался проблемой домашнего воспитания. Совсем не просто так, что педагогика выдвигает много больших педагогов. Это явилось публично нужным, поскольку интенсивное развитие производства, науки и культуры потребовало увеличения профессионализма, культуры и грамотности граждан. С старейших времен существует передача опыта от старших поколений младшим. Развитие человечества исторически стало причиной пониманию необходимости намерено заниматься обучением и воспитанием детей. Каждому поколению людей приходится решать три наиболее значимые задачи:

1) изучить опыт прошлых поколений;

2) обогатить и приумножить данный опыт;

Основные этапы развития ребенка

3) передать его следующему поколению.

Прогресс в обществе и стал вероятен, по причине того, что новое поколение перенимало опыт предков, обогащало данный опыт, который после этого наследовали потомки. Перемены, новое время, третье тысячелетие, события, происходящие у нас, в жизни российского общества, стали преобладать гуманистические и демократические идеи, рыночные отношения, нормы жизни правового страны и гражданского общества. Все это по-новому ставит задачи перед педагогикой и воспитанием. Провозглашенные идеи не всегда воплощались в жизнь. Опыт говорит, что люди должны мочь жить в условиях предоставленных свобод. Жизнь при демократии вероятна только при условии, что демократия будет существовать в нас, кроме этого как мораль, справедливость, право. Для педагогики данная задача есть значительной проблемой. [3]

Педагогика пользуется спросом везде, где осуществляется образование, воспитание, обучение, развитие граждан (в специализированных педагогических учреждениях и в ходе труда, досуга, супружеской жизни) независимо от их возраста и социального положения, где обнаруживаются проявления их результатов (положительные и негативные), и влияние на эти процессы и результаты факторов другой природы (политики, экономики, права, культуры, искусства, досуга, труда). Везде, где это имеется, педагогика в состоянии принять конструктивное участие в совершенствовании дела и улучшить его по вопросам своей компетенции. [4, 5]

Перечень применяемой литературы:

1. Радугин А.А. Психология и педагогика Москва: Вече, 2000.-526с.

4. История педагогики и образование / под ред. А.И. Пискунова. - М. Наука, 2001.-697с.

Основные этапы развития ребенка

5. Савин Н. В. Педагогика, Москва, 2002.-373с.

Статьи по теме