Как приучить грудничка спать ночью



Анатомо-физиологические особенности нервной системы

К моменту рождения ребенка его нервная система. по срав­нению с другими органами и системами, наименее развита и дифференцирована. Одновременно с этим как раз к данной системе предъявляются большие требования, поскольку она обеспе­чивает приспособление организма к условиям внешней среды и регулирует крайне важные функции новорожден­ного.

В ходе приспособления должен установиться обмен ве­ществ, должны перестроиться работа органов дыхания, крово­обращения, пищеварения. Все эти системы по окончании рождения ребенка начинают функционировать по-новому. Согласованную деятельность всех систем и органов обязана обеспечить как раз нервная система .

У новорожденных масса головного мозга относительно ве­лика — 1/8—1/9 массы тела, в то время как у взрослого мозг образовывает 1/40 массы тела. мозг уже в момент рождения есть одним из наиболее развитых по своим раз­мерам органом, но это еще не говорит о его функциональ­ных возможностях. В течение первых 6 мес. жизни масса голов­ного мозга возрастает на 86,3%. В период от 2 до 8 лет рост головного мозга замедляется и в последующем масса его изменяется незначительно.

К концу 1-го полугодия жизни ребенка его мозг макроско­пически приближается к мозгу взрослых, но имеет ряд морфологических изюминок, лежащих в базе всей жизни ре­бенка, его физического и психического развития, специфично­сти реакций на многие факторы окружающей среды.

Мозговая ткань ребенка богата водой, содержит мало лецитина и других специфических органических веществ. Борозды и извилины выражены слабо, серое вещество мозга не хорошо дифференцируется от белого вещества. По окончании рождения про­должается изменение формы, величины борозд и извилин: бо­розды становятся глубже, извилины — больше и дольше. Об­разуются новые небольшие борозды и извилины. Особенно энер­гично данный процесс совершается в первые 5 лет, что приво­дит к повышению общей поверхности полушарий головного мозга.

Нервных клеток в громадных полушариях у новорожденного столько же, сколько и у взрослого, но они еще незрелые. Нерв­ные клетки имеют несложную веретенообразную фopмy с небольшим числом ответвлений и расположены относительно близко друг от друга. Процесс созревания нервных клеток в различных отделах головного мозга совершается неодинаково энергично: для клеток коры он заканчивается к 18—20 мес. в продолговатом мозге — к 7 годам. Примерно к этому времени завершается миелинизация нервных волокон.

Спинной мозг к моменту рождения ребенка выясняется более идеальным по своему строению. Он относительно длин­нее, чем у взрослого (исходя из этого спинномозговые пункции у детей создают между 3 и 4 поясничными позвонками).

Соответственно мофологическим изюминкам у ребенка отмечается и ряд изюминок функций нервной системы. Потому, что кора, пирамидные пути, полосатое тело к рождению ребенка не хватает развиты, все жизненные функции у но­ворожденного регулируются межуточным мозгом, т. е подкор­ковыми центрами.

С момента рождения у доношенного ребенка имеется ряд врожденных, либо абсолютных, рефлексов. К ним относятся со­сание, глотание, мигание, кашель, чиханье, акт дефекации мо­чеиспускания, такие рефлексы, как рефлексы Бабинского, Кернига, Моро и другие. Они реализовывают приспособ­ление организма к окружающей среде и до конца 1-го года жизни подвергаются стремительной и значительной эволюции. Боль­шинство абсолютных рефлексов имеет примитивный темперамент. Их исчезновение есть показателем подчинения низших цент­ров высшим, каковые начинают функционировать полноценно (для большинства рефлексов — это центры полосатого тела и коры). Их сохранение по окончании определенного срока либо их по­вторное происхождение есть патологическим показателем.

На базе указанных абсолютных рефлексов у ребенка вырабатываются условные рефлексы. имеющие главное значение в жизни человека, иными словами, происходит развитие пер­вой сигнальной системы.

При рождении ребенка кора громадных полушарий головного мозга уже готова к выработке условных рефлексов, но образование их в период новорожденности происходит в очень ограниченном объеме, поскольку здоровый новорожденный нахо­дится в состоянии бодрствования только маленькое время. Обыч­но внешние раздражители являются для коры громадных полу­шарий новорожденного сверхсильными, благодаря чего цент­ральная нервная система быстро утомляется, понижается воз­будимость нервных центров, начинается торможение и ребе­нок погружается в физиологический сон.

В конце 1-го и в начале 2-го месяца жизни у ребенка обра­зуется множество условных рефлексов со всех анализаторов. Появление этих ранних условных рефлексов говорит о том, что мозг и его высшие отделы — кора громадных полуша­рий — начинают делать свою функцию: установление связи организма с окружающей средой. Следовательно, развитие высшей нервной деятельности происходит у ребенка с самого начала жизни.

Сначала условные рефлексы у ребенка простые, элементар­ные, но уже в конце 3-го месяца жизни и на 4-м месяце у него возможно выработать сверхсложные, узкие дифференциро­ванные рефлексы, показывающие на развитие анализаторной функции коры головного мозга.

Развитие высшей нервной деятельности, т. е. приобретение условных рефлексов, идет весьма стремительными темпами. Ребенок существенно легче, чем взрослый, образует условные связи с окружающей средой. Эти связи у него устойчивые и броские. Это значит, что ребенок может относительно быстро приобре­сти определенные навыки поведения, привычки, каковые по­том остаются на долгое время, довольно часто на всю жизнь.

Одновременно с этим направляться не забывать, что снова образованные рефлексы легко угасают при действии негативных и сильных раздражителей. В случае если ребенок попадает в непривыч­ную для него обстановку, к примеру в поликлинику, то он часто теряет купленные навыки. Незнакомые раздражители и впечатления приводят к чрезмерному раздражению коры голов­ного мозга и распространение этого раздражения, что выража­ется в тревоге ребенка, капризах, плаче, крике либо же в заторможенности, вялости, сонливости.

Развитие сложного поведения ребенка тесно связано с оп­ределенным уровнем развития органов эмоций как перифери­ческих принимающих органов. Органами эмоций являются слух, зрение, обоняние, осязание, вкус, все они функционируют к моменту рождения, но далеко не совсем.

Достаточно хорошо у ребенка развит вкус, он различает неприятные и сладкие лекарства, охотнее выпивает сладкие смеси. Хуже развито обоняние, но кое-какие резкие запахи ре­бенок различает достаточно четко. Достаточно хорошо раз­вито чувство осязания, к примеру прикосновение к губам вызы­вает сосательные движения. Наиболее чувствительна к прикосновению кожа лица, ладоней и подошв. Болевые раздражения ребенок принимает в большинстве случаев сразу же по окончании рождения.

Самым сложным есть развитие слуха и зрения. С мо­мента рождения ребенок видит и слышит, но восприятия у него не четкие. Слуховые рецепторы у новорожденного развиты достаточно хорошо, и на сильные звуковые раздражения он реагирует вздрагиванием. Ребенок начинает поворачивать го­лову к источнику звука по окончании 2 нед. жизни, а на 2-м месяце он отличает гудок от звонка, т. е. различает звуки.

У новорожденного часто отмечается косоглазие из-за отсутствия содружественного движения обоих глазных яблок, у большинства отмечается светобоязнь, время от времени отмечается нистагм. Все эти явления проходят через 2—4 нед. Слезные железы раз­виты, но слезоотделения еще нет благодаря недостаточности импульсов из центральной нервной системы. Мигание у ребен­ка 1-го месяца жизни весьма редкое, слезоотделение начинается с 2-месячного возраста. На 3—4-й неделе ребенок задерживает взгляд на яркой игрушке пара секунд, в конце 2-го месяца жизни — пара мин.. По окончании 3-го месяца ребенок фикси­рует взгляд на определенном предмете. С 6 мес. дети различают цвета, а с 3 лет верно именуют их. Следовательно, окру­жающий мир ребенок познает через органы эмоций.



Огромную роль в поведении ребенка играется обращение — вторая сигнальная система. Становление детской речи происходит по законам образования условных рефлексов и проходит через пара этапов. В 2—3 мес. ребенок в большинстве случаев гулит — это речевые шумы, зачаток будущих слов. Во 2-м полугодии начи­нает формироваться обращение. Ребенок произносит отдельные сло­ги, а время от времени повторяемые слоги принимают уже определенный суть. К году дети в большинстве случаев знают 5—10 слов. На 2—3-м году жизни особенно бурно и интенсивно идет развитие речи. К 2 годам словарный запас ребенка должен состоять приблизительно из 200 слов. Обращение начинается методом подражания, исходя из этого осо­бенно принципиально важно говорить с ребенком верно. Обращение, воз­никая на базе первой сигнальной системы и будучи тесно с ней связана, делается ведущим звеном формирующейся в будущем нервной деятельности ребенка. С развитием речи познание ребенком окружающего мира идет очень быст­ро и бурно.

В понятие здоровый ребенок входит и оценка поведения ребенка, его эмоциональной настроенности и соответствия его умений возрасту.

Определяющим и основным причиной развития высшей нервной деятельности ребенка есть окружающая среда .

Развитие и воспитание ребенка складываются из выяснен­ного распорядка жизни (режима), из привития ему необходи­мых навыков, из создания условий, каковые обеспечили бы верное развитие его движений, речи, и бодрое весёлое настроение, из ежедневных прогулок и обще­ния с другими детьми и со взрослыми.

Ребенок с самого начала жизни должен иметь определенный режим дня, который предусматривает в первую очередь правиль­ную организацию сна и бодрствования. Новорожденный спит 20—22 ч и для него устанавливают только режим кормления. Дети в возрасте 2,5—3 мес. дремлют 16—18 ч, из них ночью 10— 11 ч, днем 6—7 ч — 3—4 раза, по 1,5—2 ч с промежутками 1—1,5 ч. В большинстве случаев, по окончании каждого сна ребенок должен имеется, а по окончании каждого кормления — бодрствовать. В возрасте от 2,5—3 до 5—6 мес. неспециализированная длительность сна образовывает 16—16,5 ч (днем 3—4 раза по 1,5—2 ч), продолжительность каж­дого периода бодрствования колеблется от 1,5 до 2 ч.

С 5—6 до 9—10 мес. время бодрствования ребенка увеличи­вается до 2—2,5 ч подряд, общее число сна равняется 15—16 ч в день, из них на дневной сон приходится около 5 ч (3 раза по 1,5—2 ч). В 9—10-месячном возрасте дети перехо­дят на двукратный дневной сон с промежутками бодрствова­ния от 2,5 до 3,5 ч, неспециализированная длительность сна равна 14,5—15 ч. Начиная с 1,5 лет дети дремлют днем 1 раз около 3 ч и бодрствуют до 4,5—6 ч подряд.

Следовательно, с возрастом время бодрствования постепен­но возрастает. Промежутки между кормлением и сном должны быть заполнены увлекательными играми, содействую­щими формированию ребенка.

Режим детей дошкольного возраста (3—7 лет) направляться строить с учетом того, что днем они дремлют 1 раз (2—2,5 ч) и ночной сон образовывает 10—11 ч.

Принимать пищу ребенок должен в одни и те же часы, чис­ло кормлений зависит от возраста.

Укладывать ребенка дремать необходимо в одно да и то же время, тогда у него неспешно вырабатывается привычка дремать имен­но в эти часы. Сон ребенка любого возраста лишь тогда будет крепким, в то время, когда он заснет по окончании спокойной игры, в тиши­не, при условии, в случае если свет не падает ему в глаза, в хорошо про­ветренной комнате либо с открытой форточкой. Запрещено укачи­вать ребенка, носить его на руках, петь песни, говорить сказки, давать в кровать игрушки, брать к себе в постель. Са­мый лучший сон — на воздухе. Верно, по сезону одетый ребенок весьма быстро засыпает на улице и прочно спит.

Летом в жаркие дни направляться оберегать ребенка от перегре­вания. оптимальнее уложить ребенка дремать на свежем воздухе, причем кроватку нужно поставить в тени, около деревьев, но в случае если в комнате прохладнее, чем на улице, ребенка нужно уло­жить в помещении с открытыми окнами.

Для детей второй половины года прогулка не только явля­ется оздоровляющим средством, но имеет и громадное воспитательное значение. На прогулке ребенок получает большое количество различно­образных впечатлений, проявляет интерес ко всему окружаю­щему. Ребенок, могущий ходить, на протяжении прогулки встреча­ется с разнообразными препятствиями, преодоление которых содействует формированию ловкости, сообразительности, смелости. Зимой на прогулку необходимо брать санки, лопатки; ле­том — ведерки, песочницы, корзиночки. Принципиально важно верно одеть ребенка для прогулки. В холодное время одежда должна быть легкой, но горячей и эргономичной, дабы не стеснять его дви­жений.

Игра в жизни ребенка — это средство развития и познания жизни. В игре формируются основные движения — хватание, ползание, сидение, вставание, ходьба, лазание. В один момент игра содействует формированию речи, внимания, наблюдательно­сти, памяти, выработке определенных норм поведения, в игре закладываются базы будущего характера.

Ответственное значение имеют игрушки, каковые ребенок должен видеть по окончании 1-го месяца жизни. Темперамент игрушек изменяется в зависимости от возраста. Ребенку в 2—3 мес. нужно над кроваткой на высоте 50—75 см подвешивать большую, броскую, блестящую игрушку. Ребенку старше 3 мес. направляться давать игрушку меньшего размера и вывешивать ее так, дабы он имел возможность схва­тить ее руками и удержать (погремушки с закругленными руч­ками и др.). С 9—10 мес. ребенку направляться продемонстрировать, как нани­зывать кольца на палочку, катать мяч, открывать и закрывать коробочку, а после этого давать эти предметы ребенку для само­стоятельной игры.

На 2-м году жизни ребенок начинает чувствовать потребность в игре с другими детьми и подражать им. Детям этого возра­ста необходимы легко моющиеся игрушки, и броские, простые по содержанию картины для рассматривания.

Игра для ребенка на 3-м году должна быть более разнооб­различной и сложной (рисование, лепка, игра с песком, водой, стройка и конструкции из небольшого и большого стройматериала, одежда для кукол, посуда, мебель, разрезные кар­тинки).

В этом возрасте нужно приучать ребенка к аккуратности и бережному отношению к игрушкам.

Приобретение навыков имеет громадное значение для здо­ровья ребенка и их нужно производить с раннего возраста. Одним из основных навыков есть аккуратный прием пищи. На протяжении кормления нужно надевать ребенку нагрудник. В то время, когда с 5—6 мес. начинают прикармливать ребенка, то кормить его нужно с ложечки. С 7—8 мес. направляться приучать его выпивать из чашки, а с 8—9 мес. — самостоятельно пользоваться ложкой. Ложку необходимо давать перед началом еды, а не по окончании того как ребенок будет покормлен, поскольку, насытившись, он не покажет рвения к независимой еде.

С возрастом у ребенка воспитываются, закрепляются и дру­гие навыки (мыть руки перед едой, не выходить из-за стола с куском хлеба, мочь пользоваться салфеткой, носовым плат­ком).

Навыки самостоятельности направляться развивать кроме этого при умывании, одевании и раздевании, завлекая ребенка к ак­тивному участию в этих процессах. Эти навыки прививаются детям легко и быстро, но наряду с этим не нужно допускать непри­ятных ощущений (при умывании — холодная либо тёплая вода, при одевании — неудобная, тяжело застегивающаяся одежда, при еде — невкусная, к примеру несоленая, пища и др.).

направляться приучать ребенка к опрятности в одежде. К 3-му году возможно приучать детей при раздевании складывать одеж­ду и обувь на место а также вывешивать пальто на вешалку. Стар­шие дошкольники должны оказывать помощь младшим.

Воспитывая у детей гигиенические навыки, направляться особенное внимание уделять уходу за полостью рта. Нужно приучить детей по окончании каждого приема пищи прополаскивать рот. В более стар­шем возрасте дети должны каждый день чистить зубы.

Как приучить грудничка спать ночью

Гигиенические навыки, каковые прививаются дошкольникам, должны систематически подкрепляться у детей школьного воз­раста. У школьника появляется новый режим дня, который должен неуклонно выполняться. Ложиться дремать дети должны в определенные часы, длительность ночного сна 9—10 ч. До завтрака ребенок в обязательном порядке должен делать зарядку и закаливающую водную процедуру. По окончании школьных занятий либо до них ребенку направляться не меньше 2 ч быть на свежем воз­духе. Кроме игр, в режим дня ребенка школьного возраста включаются трудовые процессы как в школе, так и дома. Не­допустима перегрузка нервной системы детей любого возраста возбуждающими односторонними впечатлениями. Детям разре­шается наблюдать по телевизору только те передачи, каковые рекомендуются для просмотра в соответствующем возрасте. Способом борьбы с любым увлечением, связанным с неподвиж­ным нахождением в помещении, иногда не хорошо проветренном, с нагрузкой на зрение, должно являться не запрещение, а пропа­ганда и организация более здоровых и более увлекательных занятий.

Почитайте другие занимательные статьи:

Послеродовая депрессия: из-за чего она появляется и как с ней бороться?
Часто дама на протяжении беременности ещё не до конца осознаёт, через что ей нужно будет пройти. Но вот по окончании рождения ребёнка она почувствует все прелести бессонных ночей и постоянного плача.

Как приучить грудничка спать ночью

Успешный опыт отучения крохи от груди
По окончании выполнения полутора лет, появилась необходимость выхода на работу. Моё пособие по уходу за ребёнком с 6000 рублей упало до 57 рублей. Больная тема всех мамочек-декретниц. Вот тогда, само собой разумеется, волнующая нас тема стала моей первоочередной задачей.

Статьи по теме